Для тех, кто только пришёл в Agile
Если хотите погрузиться в мир Agile, или, если хочется кого-то погрузить.

Шаг 1: Узнать основы основ.

Agile - это философия гибкой работы, только 4 ценности и 12 принципов.

Сложно сразу понять и начать жить с ДНК этих принципов внутри себя и рабочего процесса. Советуем 1 раз прочитать все, потом выбрать 1 ценность, которая больше всего нравится и другую, которая кажется максимально странной. А потом, вспомнить случаи из жизни, когда было бы неплохо этими ценностями руководствоваться. Так же стоит поступить и с принципами, разобрать 2 штуки для начала.


Часто под Agile подходом понимается итерационно инкрементальный подход. Когда после каждой итерации, обычно, это от 1 недели до месяца, смотрится сделанное и обратная связь на него и, исходя из результата, планируется следующая итерация.


Давайте на метафоре посмотрим:

Есть Шерлок Холмс, ему надо найти собаку Баскервилей на большом и темном болоте. В подходе waterfall он разработает план, куда и как пойти, чтобы обыскать все закоулки болота. В итерационно инкрементальном подходе, Шерлок будет идти небольшими перебежками, слушает, где собака Баскервилей, делает 100 метров по направлению к цели, и там опять слушает и принимает решение, в каком направлении двигаться дальше. Безусловно, это не будет самый прямой путь, и из-за этого не самый эффективный.

Итого, выбор способа нахождения будет зависеть от поведения собаки Баскервилей, если она сидит на месте, то waterfall лучше поможет найти, с большей вероятностью выполнить задуманное. Но, если собака движется, то так можно ее никогда не найти и планы придется переделывать, и в этом случае больше подойдет второй вариант поисков, итеративный.


Cynefin Framework помогает выбрать подход в зависимости от среды и задачи. Или более метафоричное видео про Cynefin Framework на примере зомби.

Для любителей видео можно посмотреть про Agile и Scrum, а и для любителей книг - прочитать Блистательный Agile Роба Коула.

Шаг 2: Основы работы команды.


Ценности и принципы хорошо, но, явно, что команды работают еще и по каким-то процессам. Самых распространённых два, это Scrum и Kanban (можно и вместе их использовать). Если совсем кратко про них:

Scrum - это движение итерациями к поставленной цели, при этом у каждой итерации (называются спринтами) есть:
  • цель,
  • планирование на спринт,
  • ежедневная синхронизация по движению к этой цели (дейли),
  • обзор получившегося за спринт с обратной связью (обзор или дело)
  • ретроспектива, в рамках которой команда находит точки улучшения,
  • и многое другое

Больше про scrum увидеть можно тут или прочитать у Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами» и конечно стоит прочитать Scrum Guide)
Kanban - для работы с потоком более-менее похожих задач, который позволяет управлять этим потоком так, чтобы и команда не была в постоянных переключениях и завалах, и заказчики получали результат в ожидаемые сроки. Самым знакомым атрибутом является канбан доска, на которой расположены ВСЕ задачи команды и никаких задач, на листике отдельном нет. Задачи двигаются по этой доске по определенным правилам, анализируются и улучшается процесс работы над задачами, чтобы сделать этот поток более предсказуемым.

Прекрасная книжки Девида Андресона “Канбан. Альтернативный путь в Agile”. Про кейс применения kanban в XIT рассказывают agile коучи Рома и Денис в серии небольших видео.
Шаг 3: Что происходит вокруг команды?
Команда не живет в вакууме, обычно, вокруг другие команды, с которыми необходимо взаимодействовать. В Agile организациях очень много коммуникаций всех и на всех уровнях. Гораздо эффективнее договориться сначала, а только потом делать. Иногда кажется контринтуитивным, что личная эффективность может проседать, и при этом эффективность организации растёт (конечно, не при любом решении). Пример: совершенно для организации не важно, как хорошо и насколько вовремя отдел разработки сделал задачу, на самом деле важно, насколько в целом весь продукт успешен и нужна ли эта разработка.

Есть несколько вариантов масштабирования, одни из самых популярных SAFe и LeSS. По ним масса материалов, кейсов и тренингов и видео.

Про SAFe почитать, посмотреть.

Про LeSS почитать, посмотреть.


В Сбере свой вариант масштабирования Sbergile.

Про него можно больше узнать из выступления Грефа или итогах 5-ти лет трансформации или кейсов внедрения.

Прежде чем смотреть материалы, спросите у коллег, возможно у вас адаптированный вариант масштабирования и именно о нем, стоит узнать в первую очередь.

Шаг 4: Узнать больше.


Когда разобрались как работает и команды и периметр вовне её, советуем больше почитать про гибкие организации и про то, как они эволюционируют, какие подходы используются и как в них работается.

Советуем почитать:

Пять пороков команды Патрик Ленсиони - про командную работу, как ее настроить внутри своей команды или компании.

Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами Юрген Аппело - основы возникновения новых подходов к менеджменту.

Лидер и племя. 5 уровней корпоративной культуры Дэйв Логан - прекрасная книга про разные уровни культуры, как их понять и как двигаться к следующему.

Открывая организации будущего Фредерик Лалу или Восхождение по спирали Марка Розина - исследование модели развития организации, с примерами и историями. Это как раз про "бирюзовые организации".

И послушать:

Небольшой подкаст про культуру организаций, в гибких организациях для устойчивой работы требуется больше ответственности, зрелости, саморефлексии и мотивации от каждого человека.

Если стало интересно ещё про Agile
-
напишите, ответим)
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности